Очень трудно представить современный мир без телефонов, планшетов, компьютеров, телевизоров. Они настоящие помощники и учителя, кладезь информации и энциклопедических знаний. Но, это в том случае, если использовать это благо умело и дозированно. В наш бешеный, скоростной век многие люди с головой уходят в работу, в зарабатывание денег, на детей не остается совсем времени и от них откупаются дорогими гаджетами.
Что происходит, когда дети живут в виртуальной реальности? Появляются проблемы с координацией движения рук, страдает мелкая моторика рук, у детей появляется жестокость и агрессивность, повышенная возбудимость. У ребенка не развивается воображение и фантазия, так как ему предоставляется уже готовый продукт.
Изучая опыт предков, видишь, что именно традиционной самодельной игрушке, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Бабушки и дедушки присматривая за внуками, изготавливали примитивные подобия животных или кукол без лица. Что давало большой простор для фантазии ребенка, додумывания и доделывания игрушки под свои потребности. Самодельная игрушка, будучи тесно связанной с укладом жизни семьи, вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему. Ребенок не только играл в игрушки, набираясь жизненного опыта, но и стремился научиться делать их самостоятельно.
Бабушки и дедушки в настоящее время редко проживают совместно с внуками, и большую часть детства ребенок проводит в детском саду, а затем в школе и дома, уткнувшись в гаджет.
Что можно предпринять родителям в таком случае? Отдать ребенка в Дом культуры в кружок Народного творчества! Ведь сохранение и развитие народной культуры — одна из важнейших задач учреждений культуры. В Районом Доме культуры «Родник» п. Залари уже год работает кружок декоративно- прикладного искусства «Лада» на нашем кружке происходит приобщение ребёнка к народной культуре через изучение народного костюма, народной куклы, народных обрядов, изготовление элементов костюма и традиционной народной куклы. Программа кружка построена с учетом народного календаря. Занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Мастер одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.
В этом году дети узнали, что такое лоскутное одеяло и сшили его для своей куклы из кусочков от семейной одежды. Изготовили красивые современные кокошники. К каждому народному празднику дети мастерили определенную куклу. Изготавливая народные куклы, ребенок не только приобщается к народной культуре но и получает патриотическое воспитание так как участники кружка весь год мастерят ангелов-хранителей, которых дарят в дорогу добровольцам, уходящим на СВО. Во время работы над ангелочками ребята вспоминают своих родственников или знакомых, которые находятся в зоне военной операции.
Все куклы которые сделали дети в течении года после отчетной выставки они забрали домой и теперь в их доме есть частичка души нашего дружного коллектива кружка «Лада»!
Плохо, если нет в доме кукол , сшитых своими руками! Подтверждение этой мысли есть в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой. «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать. Детская тяга видеть в игрушках людей полностью восполнялась собственными изделиями. Сшитая тряпичная кукла дорога и любима. У нее есть имя, одежда; с ней разговаривают дети» . Мы убеждены, в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду уважение к родной культуре и своей земле.
«Народная кукла» (Лупанчук О.Ю.)
Куколка народная – чудо из чудес!
Нет тебя пригожее и милее нет.
Мама дочке делала, всё тепло вложив…
Лоскуток к лоскутику примотав, не шив.
Чтоб уколов не было от судьбы лихой.
Чтоб счастливой доченька выросла большой.
Чтоб была подруженькой кукла ей всегда
И беду и радости с ней всегда деля.
Пусть живут традиции на Руси моей!
Пусть играют в куколки доченьки детей!
НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ И ЦИТАТЫ О НАРОДНОЙ КУКЛЕ:
"Кукла - способ познания жизни и для тех, кто её создает, и для тех, кто с нею общается. Традиционная тряпичная кукла несёт память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка. "
"Каждое ремесло по своему показывает мастеру его жизнь. Творение куклы, как и любое другое ремесло, это труд души."
"В народной кукле "цепляет" простота внешнего образа и глубина внутреннего, скрытого смысла. В ней каждая деталь имеет значение."
"Конструкции построения куклы символичны, это зашифрованные знания предков. Знания о построении ладной жизни. "
"Кукла - инструмент для упорядочивания своего мира, для того, чтобы объявить вселенной свои желания , отпустить страхи."
"Самая любимая кукла будет та, что сделана своими руками."
Всем известен народный обычай дарить детям куклы . В давние времена чаще всего их делали в семье сами, а иногда привозили новые потехи с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но и стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодельной игрушки. С 5—6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в первые десятилетия ХХ в. была тряпичная кукла. Ею играли в каждой семье, особенно деревенской; в иных избах их было до сотни.
Куклы в разных странах делаются по- разному. Они выражают особенности своей эпохи и страны, где появились. Роскошная французская играла в былые годы роль манекенщицы: демонстрировала модные костюмы, аристократический стиль жизни. Немецкие же, наоборот, отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, подчеркивали культ семьи. Испанские красавицы сохранили следы религиозного культа, а восточные — таинственность.
Самобытна русская кукла: оберегалка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, горбач, дергун, неваляшка, кувыркал, талия... В начале прошлого столетия широкое распространение получила кукла баба. Почитание и любовь к ней объяснялись тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, которая подтверждала связь с культом плодородия и материнским началом. Зачастую куклы выполнялись без лица, чтобы в них не могла вселиться нечистая сила. Поскольку с древних времен считалось, что кукла является оберегом ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленным и не могла навредить. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка и его родственников от беды, болезней, невзгод и сглаза.
Технологию изготовления кукол знали не только взрослые, но и дети: стригушку делали из соломы и ткани, пеленашку из ткани, балбешку вырезали из дерева, скелетка имела деревянное туловище, шарнирные ручки и ножки из тонких палочек. Дети радовались каждой новой кукле, с большим старанием рядили ее, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленькой хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутов ткани. Выглядели они как настоящая одежда. Часто куклам шили и национальные костюмы.
Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время? Такой вопрос мы задавали ребятам. Ответы были такими: «А зачем? В магазинах их полно! Они очень красивые, делают их на фабрике!». Сердца детей наших покорила кукла Барби. Началось ее победное наступление на отечественную фабричную игрушку. А надо ли покупать Барби? Вот что пишет американский терапевт и сексолог Джек Уилки:
«Безобидная игра с куклой-красавицей, ее волосами, телом и роскошными туалетами закладывает в душе ребенка первый кирпичик для создания потом идеала эгоистичной и капризной женщины вместо мягкой, любящей, заботливой, которая могла бы вырасти из девочки, если бы она играла со своим пупсом».
Куклы-пупсы появились лишь в середине ХIХ в., а в нашей стране такой детский типаж вытеснил кукол-дам только в конце позапрошлого столетия. До этого дети играли куклами, изображавшими взрослых женщин. Почему же опасной оказалась именно Барби? «Нет искусства, если нет преображения», — писал Поль Гоген. Именно это и отсутствует в Барби. Она слишком натуралистична. И эта натуралистичная кукла воспитывает женщину для общества потребления, которая будет требовать все больше и больше модных роскошных вещей и развлечений. думаю, необходимо возрождать изготовление традиционной народной куклы . Пусть дети делают ее сами из подручного материала. Куклы будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная кукла не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла как человек: единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ.
Плохо, если нет кукол , сшитых своими руками! Подтверждение этой мысли есть в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой. «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать. Детская тяга видеть в игрушках людей полностью восполнялась собственными изделиями. Сшитая тряпичная кукла дорога и любима. У нее есть имя, одежда; с ней разговаривают дети . Мы убеждены, в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду уважение к родной культуре и своей земле.